Администрация
Степанцевского
муниципального образования
Вязниковского района

Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования Стёпанцевское на 2012 - 2017 годы»

ПРОЕКТ

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЁПАНЦЕВСКОЕ

ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА  ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГЛАВЫ


Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования Стёпанцевское на 2012 - 2017 годы»
 

 

 

В соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением главы муниципального образования Стёпанцевское от 09.06.2010 № 32 «О порядке разработки, формирования, утверждения и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ», Уставом муниципального образования Стёпанцевское, и в целях повышения экологической безопасности на территории муниципального образования Стёпанцевское постановляю:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную муниципальную целевую программу
«Повышение экологической безопасности на территории муниципального
образования Стёпанцевское на 2012-2017 годы» согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в газете «Маяк».


Глава муниципального образования                                                                                                О.Ю. Рябинина

 

Приложение к проекту

 

ПАСПОРТ

долгосрочной муниципальной целевой программы «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования Стёпанцевское на 2012-2017 годы»

  

Наименование программы:

 

Долгосрочная муниципальная целевая программа «Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования Стёпанцевское» на 2012-2017 годы.

 

Основание для

разработки

 

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации  местного  самоуправления  в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления».

Разработчик программы:

 

Администрация          муниципального образования Стёпанцевское Вязниковского района

 

Цель программы:

 

Улучшение качества жизни населения, снижение заболеваемости и смертности от экологически обусловленных причин путем оздоровления окружающей среды на территории муниципального образования Стёпанцевское

Задачи программы:

 

1. Обеспечение экологической безопасности населения.

2. Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих
веществ от стационарных и передвижных источников
загрязнения, сбросов сточных вод в водные объекты.

3. Снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления.

4. Оздоровление водных объектов, создание зон рекреации

5. Совершенствование системы управления охраной окружающей среды.

6. Охрана и воспроизводство природных комплексов.

7. Повышение  уровня  экологических  знаний и культуры населения муниципального образования Стёпанцевское.

8. Обеспечение соблюдения   субъектами
хозяйственной и иной деятельности требований нормативных документов в области охраны окружающей среды.

9. Разработка нормативно-правовых документов
природопользования и охраны окружающей среды.

Срок реализации программы:

2012-2017 годы

Исполнители программных мероприятий:

Администрация  муниципального  образования Стёпанцевское Вязниковского района Предприятия и организации муниципального образования Стёпанцевское (по согласованию)

Объемы финансирования

Финансирование программы предусмотрено из районного бюджета и собственных средств предприятий.

Собственные

средства

Итого:

330,0

2012

2013

2014

Итого

тыс.руб

100,0

110,0

120,0

330,0

Ожидаемые конечные результаты:

-   улучшение состояния атмосферного воздуха за счет
снижения выбросов и улучшения условий их
рассеивания;

-   улучшение  состояния  поверхностных  вод  за  счет
снижения сбросов загрязняющих веществ;

-   обеспечение экологической безопасности обращения с
отходами производства и потребления за счет
рекультивации  свалок,  совершенствования  системы
санитарной  очистки  района,  создание  мощностей  по
сортировке  отходов  с  целью  извлечения  утильных
компонентов;

-     сокращение  объемов  накопления  промышленных  и
бытовых отходов;

-   предотвращение техногенных аварий

-    сохранение природных ландшафтов, используемых для
массового отдыха населения;

-   повышение экологической культуры населения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ,

В основу разработки настоящей Программы положены Федеральные законы: от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Наличие объектов промышленного производства, большое количество транспортных средств, автозаправочных станций, станций технического обслуживания создают серьезные проблемы в части охраны окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности населения является важнейшей задачей администрации муниципального образования Стёпанцевское и требует значительных капитальных вложений. Необходимо решать множество вопросов, связанных с формированием благоприятных условий жизни на территории и снижать отрицательное воздействие на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности природопользователей.

Состояние  воздушного  бассейна является  одним  из  жизненно  важных факторов, определяющих экологическую ситуацию. Попадающие в воздух примеси переносятся, рассеиваются, вымываются, концентрируются в почве, поверхностных и подземных водах и оказывают влияние на условия проживания населения.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха в черте населенных пунктов является автомобильный транспорт, его вклад в загрязнение атмосферы постоянно увеличивается и составляет более 70%.

Большинство предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, работают по старым несовершенным технологиям, на изношенном оборудовании. Также источниками загрязнения атмосферы являются выбросы котельных и печного отопления. В целях снижения выбросов в атмосферу на котельных, расположенных на территории муниципального образования Стёпанцевское, необходимо своевременно проводить текущий и капитальный ремонт топливных элементов котлоагрегатов, приборов автоматики и контроля.

Актуальной экологической проблемой является качество питьевой воды Основная часть населения  потребляет воду для хозяйственно-питьевых нужд из централизованной  системы  водоснабжения.  Неудовлетворительное  техническое состояние водопроводных сетей является следствием их долголетней эксплуатации, их санитарно-гигиеническое состояние крайне неудовлетворительное.

В результате сброса недостаточно очищенных сточных вод в водоемы и на рельеф ухудшается качество поверхностных источников водоснабжения. Среди природных факторов почва играет существенную роль в создании оптимальных условий проживания населения, его питания, обеспечения доброкачественной питьевой водой, создания зон рекреации.

Загрязнение почвы происходит в основном аэрогенным путем и косвенно отражает состояние воздушного бассейна. Наблюдаются процессы загрязнения почвы антропогенными и техногенными отходами, что требует решения проблемы утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

Загрязнение почвенного покрова, связанного с массовым посещением мест отдыха и несанкционированным размещением свалок ТБО, создает проблему сохранения жизнеспособности, защитных экологических функций.

Источниками загрязнения почвы являются промышленные и бытовые отходы, нефтепродукты. Возрастающие объемы отходов создают серьезные проблемы. Продолжается рост образования промышленных отходов, которые, как правило, складируются на территории предприятий. Накопление отходов производства на промышленных площадках, низкий уровень внедрения современных технологий и установок по переработке и утилизации отходов, является фактором экологического риска.

Актуальна проблема утилизации образующихся твердых бытовых отходов. Основным направлением регулирования обращения с бытовыми отходами является сокращение объемов захоронения. Это может быть достигнуто путем раздельного сбора мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.

Успех и обеспечение экологической безопасности во многом определяется уровнем экологической культуры населения, мерами, направленными на образование и воспитание жителей муниципального образования Стёпанцевское, подрастающего поколения по вопросам охраны окружающей природной среды.

В области экологического образования, воспитания и просвещения наиболее острыми проблемами являются:

-необходимость усиления экологической составляющей в учебном процессе общеобразовательных школ;

недостаточное финансирование мероприятий в области экологического просвещения и образования;

- недостаточная экологическая пропаганда среди населения;

-   необходимость повышения квалификации в области экологии сотрудников
предприятий, учреждений, организаций, органов власти всех уровней.

В связи с вышеизложенным важно осознание того, что решение экологических проблем района возможно только путем объединения усилий власти и природопользователей и концентрации финансовых средств.

В целях реальной оценки ситуации и создания организационно-правовых условий для эффективного природопользования необходимы:

-   организация мониторинга состояния окружающей среды и природных объектов на территории района;

-   принятие муниципальных нормативных актов, касающихся порядка обращения с отходами производства и потребления;

-   формирование и ведение баз данных о негативном воздействии на окружающую среду, о современных технологиях утилизации отходов производства и потребления;

-  совершенствование системы водоподготовки для хозяйственного и питьевого
водоснабжения;

-   строительство очистных сооружений;

-   снижение водопотребления, экономия водных ресурсов на предприятиях;

-     организация раздельного сбора мусора, его сортировки с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.

-     внедрения современных технологий и установок по переработке и утилизации отходов.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель  Программы -  улучшение  качества  жизни  населения, снижение заболеваемости  и  смертности  от  экологически  обусловленных  причин  путем оздоровления окружающей среды на территории муниципального образования Стёпанцевское. Задачи Программы:

1. Обеспечение экологической безопасности населения.

2.  Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников загрязнения, сбросов сточных вод в водные объекты.

3.Снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления.

  • Оздоровление водных объектов, создание зон рекреации.
  • Совершенствование системы управления охраной окружающей среды.
  • Охрана и воспроизводство природных комплексов. Сохранение природных ландшафтов, используемых для массового отдыха населения.

7. Повышение уровня экологических знаний и культуры населения
муниципального образования Стёпанцевское.

8.Обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности

требований нормативных документов в области охраны окружающей среды. 9. Разработка нормативно-правовых документов природопользования и охраны окружающей среды.

Реализация мероприятий программы рассчитана на период с 2009 по 2011 г в два этапа.

Первый этап - в течение 2012-2014 года.

В ходе реализации этапа выполняются мероприятия, позволяющие получи информацию о состоянии окружающей среды, которая должна являться основанием для принятия управленческих решений. Предусматривается разработка ряда документов с целью совершенствования системы управления охраной окружающей среды на территории муниципального образования Стёпанцевское.

Второй этап - в течении 2015-2017 годов.

Мероприятия  второго  этапа  направлены  непосредственно  на  снижение отрицательной нагрузки на окружающую среду.


4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Участниками реализации Программы являются: администрация муниципального образования Стёпанцевское, промышленные предприятия независимо от форм собственности, общественные организации, культурные и познавательные учреждения, население муниципального образования.

Реализация осуществляется на основе договоров Исполнителей с Заказчиком в установленном порядке.

Программа является «открытой», т.е. ежегодно корректируется в зависимости от социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, источников и объемов финансирования при утверждении бюджета муниципального образования на очередной год.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Реализация Программы осуществляется за счет средств местного бюджета Выделение  средств  из  районного  бюджета  производится  на  основании ежегодных бюджетных смет. Реализация программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств предприятий.

6. ОЦЕНКА РИСКА.

В ходе реализации программы возможно возникновение непредвиденных ситуаций и последствий. Из-за возможной нехватки финансовых средств не удастся реализовать наиболее значимые мероприятия, что приведет к снижению планируемого результата.

7. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

По результатам выполнения Программы планируется улучшение качества окружающей среды, создание эколого-природного каркаса, улучшение условий проживания и отдыха граждан, снижение риска создания чрезвычайных ситуаций, повышение экологической культуры населения и т.д.

Главными итогами Программы станут:

-   улучшение состояния атмосферного воздуха за счет снижения выбросов и
улучшения условий их рассеивания;

-   улучшение состояния поверхностных вод за счет снижения сбросов загрязняющих веществ;

-   обеспечение экологической безопасности обращения с отходами производства и потребления за счет совершенствования системы санитарной очистки территории района, создание мощностей по сортировке отходов с целью извлечения утильных компонентов, рекультивация свалок;

-   предотвращение техногенных аварий с экологическими последствиями;

-   совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы.

Важнейшим социальным результатом реализации Программы будет создание более благоприятных условий проживания людей, снижение заболеваемости.

Выполнение мероприятий Программы позволит оперативно обеспечить администрацию района и население достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды, будет способствовать развитию и закреплению стереотипов поведения людей, направленных на предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.

Организация  управления  Программой  и  контроль  за  ходом  ее  выполнения осуществляет глава муниципального образования       Стёпанцевское.


9. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок ис­полнения

Финансовое обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник фи­нансирования

Объемы

финансирования

(тыс. руб)

1

2

3

4

5

6

 

1.Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды

1

Осуществление   мониторинга   на   территории муниципального  образования  Стёпанцевское  за объектами окружающей среды

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

 

Собственные средства

 

1.1

Инвентаризация хозяйствующих субъектов природопользователей  и источников негативного воздействия на окружающую среду

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012

Собственные средства

Финансирование не требуется

1.2

Формирование и ведение баз данных:

-    об антропогенном воздействии на окружающую среду на
территории района;

-       о современных  технологиях  утилизации отходов
производства и потребления;

-о современных методах очистки сточных вод и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

Собственные средства

Финансирование не требуется

?

Охрана атмосферного воздуха

 

 

 

 

2.1

Внедрение   ресурсосберегающих технологий на предприятиях, в целях снижения и прекращения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

 

2012-2017

Собственные средства

 

2.2

Развитие на предприятиях  производственного контроля за источниками  выбросов  в  атмосферу, для  разработки рекомендаций  по  снижению  вредного  воздействия  на население и окружающую среду

 

2012

Собственные средства

 

2.3

Разработка и реализация предприятиями планов мероприятий  по  сокращению  выбросов  в  атмосферный

Администрация
______ муниципального

2012

 

Финансирование
не требуется

 

 

 

требуется

 

  


 

воздух  стационарными  источниками  в  период неблагоприятных метеоусловий (НМУ) и их реализация.

образования Стёпанцевское

 

 

 

2.4

Разработка  и  корректировка  на  предприятиях  проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и их реализации:

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

Собственные средства

 

3.

Охрана водных ресурсов, создание зон рекреации

 

 

 

 

3.1

Установка приборов учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод.

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012

Собственные средства

 

3.2

Мероприятия  по  сохранению природных  ландшафтов, охрана и восстановление зеленых насаждений:

-   установка информационных и предупреждающих знаков
по границам ООПТ;

-   паспортизация ООПТ

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

Собственные средства

 

4.

Обращение с отходами производства и потребления

 

 

 

 

4.1

Инвентаризация мест несанкционированного размещения отходов, мероприятия по их предотвращению

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012

 

Финансирование не требуется

4.2

Создание  приемных  пунктов  по  сбору  и  переработке

вторично используемых отходов производства и

потребления:

- по переработке полимерных материалов;

переработке макулатуры, вторичных текстильных материалов

 

2012

Собственные средства

 

4.3

Предупреждение и ликвидация негативных экологических последствий техногенных аварий, экологических катастроф и стихийных бедствий.

Отдел ГО ЧС

2012-2017

 

 

5.

Эколого-просветительская работа и формирование экологической культуры населения и экологического самосознания

 

 

 

 

5.1

Организация работы по информационному обеспечению населения в области охраны окружающей среды.

Администрация

муниципального

образования

2012-2017

 

Финансирование не требуется


 

 

 

 

Стёпанцевское

 

 

 

5.2

Разработка правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территориях

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

 

Финансирование не требуется

5.3

Проведение  конкурсов, смотров, олимпиад, конференций, экспедиций и др.

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

Собственные средства

 

5.4

Проведение Дней защиты от экологической опасности

 

2012-2011

 

Финансирование не требуется

 

2.Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

1

Совершенствование  системы  обращения  с  отходами производства и потребления, включая внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2010-2017

Собственные средства

 

2

Организация утилизации люминесцентных ламп

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

2012-2017

Собственные средства

 

3

Ликвидация несанкционированных свалок

 

Администрация

муниципального

образования

Стёпанцевское

     2012-2017

Собственные средства

 

  2012

 2013

2014

110

110

120

 

 

 

Итого   : 330,0

 

 

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.