Администрация
Степанцевского
муниципального образования
Вязниковского района

Предпринимательская активность в свете итогов сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015г.

24 ноября 2017

Предпринимательская активность в свете итогов  сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015г.

Дух предпринимательства  все больше проникает в нашу жизнь, заставляя людей  чаще задумываться о своем жизненном пути. Получить контроль над своим будущим, объединить работу и личную жизнь,  возможность владеть собственностью, которую можно передать  детям, - это  особенно актуально в кризисные времена.

Самые смелые из нас решаются проверить свои деловые качества на практике и становятся предпринимателями. Как это получается у жителей  Владимирской области, в том числе муниципальных образований, а также соседей по ЦФО можно узнать из окончательных итогов сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего  предпринимательства за 2015г.

Развитие малого и среднего бизнеса - приоритетное направление государственной политики. Целевые ориентиры обозначены: к 2030г. в предпринимательском секторе страны должно работать 60-70% трудоспособного населения, а   доля   малого и среднего бизнеса в ВВП  должна   достигнуть 40%.

В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП. На настоящий момент Россия отстает в развитии малого бизнеса. Его продукция в общем объеме ВВП страны составляет только 20-21%. Президент  нашей страны  не раз  заявлял: «Малый бизнес, без всякого сомнения, должен получать всю имеющуюся поддержку, и эти инструменты поддержки надо совершенствовать».

Наличие итогов двух бизнес-переписей (2010г. и 2015г.) позволяет увидеть результаты работы предпринимательства  в динамике. Поскольку за период между двумя  наблюдениями критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства были законодательно изменены, сравнение   проведем в соответствии с нормами, действующими на момент проведения  наблюдения.

Сплошным наблюдением были охвачены средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели (включая крестьянские (фермерские) хозяйства). Должны были отчитаться все зарегистрированные  респонденты независимо от того, действовал в 2015 г. бизнес или был приостановлен, а также независимо от применяемого способа налогообложения и размеров бизнеса. 

Итоги по России

В органы государственной статистики было предоставлено  более 5 млн. отчетов от предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).  Малых и микропредприятий  в 2015г., по сравнению с 2010г.  стало  больше почти  на 580 тыс., индивидуальных предпринимателей -  меньше на 135,6 тыс.,  число средних предприятий  уменьшилось  на 6 тыс.

Однако не все респонденты, предоставившие отчет, осуществляли предпринимательскую деятельность,  – экономически активными в 2015 году были 66% юридических лиц (против 76% в 2010г.) и   75% ИП (против 65% в 2010г.). 

Итоги по Владимирской области

Каталог участников бизнес-переписи был сформирован на основе данных действующего Статистического регистра Росстата по Владимирской области, актуализированных данными из ряда других источников (ФНС, ФСС, Пенсионного фонда и др.). Благодаря совместной работе с  органами власти и управления, органами местного самоуправления, общественными организациями Владимирской области  Владимирстатом были  достигнуты хорошие результаты в обеспечении полноты охвата наблюдением респондентов.  (84,5% от подлежавших наблюдению).  Доля полученных отчетов по  малым предприятиям – около 91%, ИП- 81% (2-е и 13 место по ЦФО).

Мы привыкли считать мобильность положительной чертой малого бизнеса.   Это подтвердил   и    предварительный обход в ноябре прошлого года,   Только вряд ли это порадовало статистиков:   практически треть (36%) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей страны и Владимирской области, в частности, осуществляют деятельность не по адресу первоначальной регистрации.  Как показала практика работы, наши предприниматели проигнорировали  нормы законодательства и    не   сообщили об этом в  необходимые инстанции.

Сведения о деятельности (отсутствии деятельности)  предоставили почти  51 тыс. хозяйствующих субъектов  (в 2010 г.- 55 тыс.).

Из них:

–  более 20 тыс.   юридических лиц (в 2010г. -  почти 18 тыс.),

 -  около 31 тыс. индивидуальных предпринимателей (в 2010г. -  более 37 тыс.).

По своему масштабу малый бизнес страны и 33 региона, в частности, находится в начале пути. Это показали и цифры пропорционального соотношения  категорий предприятий в  общей совокупности. По юридическим лицам   в России и  33 регионе ситуация отличается  незначительно. В  России микропредприятия составляли  89% (во Владимирской области - 87%), малые предприятия -  более 10% (12%),  средние - около 1% (1%). 

Похожая картина и в сфере индивидуального предпринимательства. Основу индивидуального предпринимательства в России также составляют микропредприятия  -  более 98% (Владимирская область - 98,3%); малые предприятия - 1,3% (1,7%), средние – только 0,01%, 409 предприятий (в 33 регионе - 0,02%, 6 ед.).

Одним из главных показателей, полученных при  наблюдении, является число хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность. Всего  за свою деятельность на территории Владимирской области в 2015г. отчитались 20,2 юридического лица (действовавших и приостановивших деятельность), из них  осуществляли деятельность почти 13 тыс. малых и средних предприятий.   Удельный вес    действующих предприятий – юридических лиц  в общем числе предоставивших отчет, за 5 лет снизился на 4,7%  и составил  немногим более 64% (против 69% в 2010г.).

В сфере ИПД сведения предоставили около  31 тыс. индивидуальных предпринимателей, осуществляли деятельность  25 тыс. Число фактически  работающих ИП  по сравнению с 2010г.  выросло более чем на 10% (81% против 70%).

Как и 5 лет назад, почти каждое третье малое предприятие не осуществляло деятельность. Среди индивидуальных предпринимателей приостановил деятельность или не начал ее каждый пятый, тогда как в предыдущее обследование это был каждый третий.

Главный итог бизнес-переписи - 2015:  вклад малого и среднего бизнеса в экономику 33 региона пусть не так значительно, но все же  вырос. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта области выросла  с  32% в 2010 г. до 36%  в 2015 г., то есть каждый третий рубль экономики области создается в этом секторе предпринимательства. 

На фоне общего портрета

Для полноты статистической картины итоги бизнес-переписи разработаны по сотням показателей, и каждый важен. Например, в группировке  по числу предприятий - юридических лиц  по стране   (с шагом в 20 тыс.) Владимирская область находилась в категории от 20 до 40 тыс. В таком же диапазоне из числа субъектов ЦФО находились Белгородская, Тульская, Ярославская, Воронежская области. У остальных - показатель меньше 20 тыс. Исключение -  г. Москва и Московская область с максимальным числом предприятий  (свыше 80 тыс.). В России еще только 3  региона с таким   показателем: г. Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край.

Особенно информативен показатель  «число субъектов малого и среднего бизнеса в расчете на 1000 человек населения». По  зарегистрированным  предприятиям-юрлицам: среди с 85 субъектов страны  с показателем  14,45 юрлица на 1000 населения  Владимирская область занимала 28 место. Максимальный показатель - у г. Санкт-Петербурга – 31,94 юрлица,  минимальный – у  республики Дагестан – 1,56.

По ЦФО лучше нас показатели у г. Москвы  (24,14), Ивановской (17,86), Ярославской (17,46), Рязанской (15,24), Смоленской  (14,79), Костромской (14,46) областей.  

По индивидуальным предпринимателям на 1000  человек населения  у Владимирской области вместе с Орловской  областью по стране 25  позиция (22,1).  По ЦФО - у нас пятое место.  Выше показатель у Брянской (22,3), Курской (24,1),  Тульской  (23,8) и Белгородской (28,3) областей.

 Самый низкий результат по стране в г. Москве - 7,2 ИП. Невысокие показатели по ЦФО  имеют Московская (13,2) и Ярославская (15,1) области.   А рекордсменом по стране  с 38 ИП  на 1000 человек населения является Магаданская область.

В ранжире по ЦФО Владимирская область занимала 6 место  по общему числу предприятий - юридических лиц, 5 - по индивидуальным предпринимателям. Удельный вес 33 региона в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства равен  3,1%  и 5,1% соответственно.

Совокупность субъектов малого и среднего бизнеса Владимирской области в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства ЦФО за 5 лет снизилась на 0,8 п.п.  с 4,9%  в 2010г. до 4,1%  в 2015г.  

Муниципальные образования: предпринимательский выбор

При проведении бизнес-переписи органы местного самоуправления муниципальных образований активно помогали Владимирстату.  Посмотрим, как рассредоточен  экономически активный малый бизнес по муниципальным образованиям 33 региона. Основная часть работающих предприятий - юридических лиц  находилась в г. Владимире (свыше 6 тыс.), г. Коврове (1,3 тыс.), округе Муром (около 0,8 тыс.). В пятерке лидеров также  Александровский (0,9 тыс.) и Петушинский (0,5 тыс.) муниципальные районы.

Меньше всего  предприятий   в  Селивановском (57), Гороховецком   и Меленковском районах   (соответственно 108 и 123).  

Как показал анализ, лидерами по числу экономически активных индивидуальных предпринимателей стали те же муниципальные образования: Владимир (7,1 тыс. ИП), г. Ковров (2,6 тыс.),  округ Муром (2,5 тыс.), Александровский район (2,5 тыс.).  Исключением  стал Петушинский район (1,0 тыс.), его место в первой пятерке занял г. Гусь-Хрустальный (1,2 тыс.). Замыкают рейтинг Селивановский и Гороховецкий районы с 0,2 тыс. и 3 тыс. работающих ИП соответственно.

Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществлявших деятельность в 2015г.,  сосредоточено в городе Владимире (47% юридических лиц и 28% индивидуальных предпринимателей) и городе Коврове (соответственно по 10%). Среди муниципальных районов лидирует Александровский район  (7% юридических лиц и 8% индивидуальных предпринимателей).

Есть в муниципальном разрезе  еще один очень важный показатель - число субъектов малого и среднего предпринимательства  в расчете на 10 тысяч человек населения по муниципальным образованиям Владимирской области. Этот статистический показатель используется для  оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, рассчитывается 1 раз в пять лет по итогам сплошного наблюдения.

Диаграмма показывает, как сработало каждое муниципальное образование  в сфере малого и среднего  предпринимательства  за пять лет.

 Первенство у. г. Владимира -  506 субъектов  МСБ на 10 тыс.  человек населения,    второе место - у Киржачского района (432), третье - у г. Коврова (381), четвертое  – у Александровского -  (371), пятое - у Суздальского района – 353 субъекта.

Больше всего за  пятилетку прибавил Киржачский район (+92 субъекта МСБ), Кольчугинский район (+39), Собинский (+32), Меленковский (+23),  Судогодский (+12),  , Гороховецкий район(+13), Ковроский район (+11),   Гусь-Хрустальный район  (+10), г. Владимир  (+6 субъектов), Муромский  район (+5)

Александровский район практически на одном уровне (371 против 370).

Сократилось  предпринимательство в расчете на 10 тыс. человек населения в Камешковском районе (- 74), Петушинском (-36), г. Владимире (-59), г. Коврове  (- 34), Юрьев-Польском  (- 25), Вязниковском (- 22), Селивановском (- 19) районах, округе Муром (-15), г. Гусь-Хрустальном  (- 6)  Суздальском районе (- 4).

Постоянство предпочтений

Итоги двух  бизнес-переписей показали стабильность сфер деятельности владимирских бизнесменов. Наиболее привлекательными по-прежнему  остались:

- торговля, включая ремонт автотранспорта, бытовых изделий, предметов личного пользования  (в этой сфере сосредоточено более 42% хозяйствующих субъектов: 32,5% юридических лиц и 48% индивидуальных предпринимателей);

 -  операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -  (21% малых и средних предприятий и 13% индивидуальных предпринимателей);

 - строительство (соответственно 12% и 4%);

-  промышленные виды деятельности  (соответственно 17% и 7%);

- транспорт и связь  (5% малых и средних предприятий и 14% индивидуальных предпринимателей). 

 Почти каждый третий экономически активный житель Владимирской области работает в сфере  малого и среднего бизнеса

Данные сплошного наблюдения позволили уточнить вклад малого и среднего предпринимательства в занятость населения. Удельный вес Владимирской области в российском показателе по  числу замещенных рабочих мест по юрлицам  составлял 1,1%, по ЦФО – 4,1% (4 место).  Впереди г. Москва, Московская  и Воронежская области.

В 2015 г.  на малых и средних предприятиях  Владимирской области было занято около 149 тыс. человек (2010г. – 162,4 тыс.), почти каждый   третий занятый в экономике. Из них работников списочного состава – 136 тыс. (92%). В среднем на одно действующее юридическое лицо приходилось 11  рабочих мест (среднероссийское значение - 9).

В сфере  индивидуального предпринимательства число замещенных рабочих мест (включая работающих членов семьи, партнеров и наемных работников)  приблизилось к 63 тыс. человек, из них  около 35 тыс. (55%) - наемные работники, около 3 тыс. (5%) - партнеры и помогающие члены семьи.  В среднем один предприниматель  создал 3 рабочих места (среднероссийское значение  - 2).

В целом  по совокупному числу замещенных рабочих мест  субъектов малого и среднего предпринимательства (предприятия - юрлица +ИП) на Владимирскую область в  ЦФО приходится  4,1%  (2010г - 4,5%). За пять лет в 33 регионе стало меньше почти на 14 тыс. замещенных рабочих мест.

Посмотрим на ситуацию в занятости в  разрезе муниципальных образований.

Самыми емкими в плане рабочих мест стали предприятия - юрлица и индивидуальные предприниматели  г. Владимира, г. Коврова,  округа Мурома и Александровского района. 

Стоит отметить более высокие показатели  по занятости  в сфере  ИПД на фоне остальных муниципальных образований в г. Гусь-Хрустальном  (3,2 тыс.), Вязниковском и  Собинском районах (по 2,5 тыс.), Петушинском районе (2,1 тыс.).

От 2 до 2,5 тыс. работало у индивидуальных предпринимателей  Киржачского, Суздальского, Кольчугинского, Петушинского районов.  Замыкает  рейтинг  Селивановский район (0,6 тыс. ИП).

Главные работодатели

Больше всего людей было занято  на малых и средних предприятиях-юрлицах  в обрабатывающих производствах (44 тыс.),  торговли, включая ремонт автотранспорта,  бытовых изделий, предметов личного пользования (31 тыс.), по осуществлению операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставления услуг  (28 тыс.).

Самый малочисленный состав рабочей силы в рыболовстве и рыбоводстве (0,1 тыс.),  образовании (0,2 тыс.),  финансовой деятельности (1,3 тыс.).

Самая высокая среднемесячная зарплата была у работников малых и средних предприятий финансовой деятельности  (23,5 тыс. рублей),  сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 18,8 тыс. рублей, самая низкая - в сфере образования (9,4 тыс. рублей).

В среднем за месяц у юридических лиц  оплата труда  в расчете на одно замещенное рабочее место составила 15,8 тыс. рублей.

Выше среднеобластного значения в расчете на одно замещенное рабочее место сложилась оплата труда у юридических лиц в г. Владимире, г. Коврове, Петушинском, Собинском, Судогодском и Юрьев-Польском районах. На последних местах – округ Муром и Киржачский район, в которых средняя оплата труда составила соответственно 12,7 и 12,8 тыс. рублей. 

Выручка – один из главных показателей успешности бизнеса

Владимирская область с  удельным весом  общей  выручки  от реализации товаров (работ, услуг) юридических лиц  0,6% к итогу по России находилась на 39  позицииСреди субъектов ЦФО - 10 место. Впереди г. Москва (20,86%), Московская область (5,01%), Воронежская (2,02%), Белгородская (1,06%) области.  Вклад  Смоленской, Рязанской, Ивановской, Тульской и  Ярославской областей также выше (в диапазоне 0,6% - 0,9%).

По показателю объема выручки в сфере индивидуального предпринимательства  Владимирская область с удельным весом общей выручки по ИП 1,12% к итогу по России  занимает 33 позицию. Из субъектов ЦФО впереди г. Москва - 5,13%, Московская область - 3,68%, а также Ярославская, Липецкая, Белгородская, Воронежская области с удельным весом выручки в диапазоне  1,17% - 2,4%.  

В целом к итогу по ЦФО доля общего объема выручки всех субъектов малого и среднего предпринимательства  региона (юрлица и ИП)  в 2015г.  уменьшилась  до 1,9%  против  2,6 % в 2010г.

Большая часть выручки  у юрлиц 33 региона сконцентрирована в сегменте малых предприятий – 47%,  у ИП –  микропредприятий - 62%. 

В целом за 2015г. юридическими лицами было получено выручки от реализации товаров (работ, услуг) на сумму 324,4 млрд. рублей (без НДС и акцизов) (в 2010 - 219,2 млрд.), индивидуальными предпринимателями – 85,3 млрд. рублей (с учетом НДС и акцизов) (в 2010 - 61 млрд.).

Объем выручки малых и средних предприятий на 46% формируется за счет оптовой и розничной торговли, индивидуальных предпринимателей – на 67%.  

В расчете на одно юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2015 г., объем выручки составил 25 млн. рублей.  Максимальный показатель -  почти 50 млн. рублей -  был в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, рыболовстве  и рыбоводстве.

В расчете на 1 индивидуального предпринимателя объем выручки  составил 3,4 млн. руб. Наибольший объем выручки на 1 ИП сложился в городах  Владимире и Коврове (соответственно в 1,4 раза и в 1,3 раза больше, чем в среднем по области). Наименьший - в Камешковском районе (41% от среднеобластного показателя). 

Будущее формируется сегодня

О масштабе  бизнеса говорят его основные фонды. В наблюдении этому аспекту  деятельности уделялось большое внимание.  

Предприятия - юрлица  Владимирской области   использовали основные фонды (по полной учетной стоимости на конец года) стоимостью 94,2 млрд. рублей. (2010г.- 42,6 млрд.).

Индивидуальные предприниматели – стоимостью 19,2 млрд. (2010г. – 11,1 млрд.). Все субъекты -113,4 млрд. (2010 г.– 53,7 млрд.) рублей.

Удельный вес  Владимирской области по этому показателю к итогу по России - 1,09%  (28 позиция). Из субъектов ЦФО впереди: г. Москва (13,05%), Московская область (6,56%), Воронежская (1,98%),  Тульская (1,17%) и Белгородская (1,14%) области. Менее всего стоимость основных фондов малых предприятий в Орловской – (0,4%) и Костромской области (0,43%).

В ЦФО Вл. область наряду с 11 субъектами входит в самую многочисленную  группу с размером основных фондов  «от 50 до 100 млрд».   Тульская  и  Воронежская  - в группе «от 100 до 500 млрд.».

Только три региона страны: г. Москва, Санкт-Петербург и Московская область  -  представляют  категорию  «более 500 млрд.».

В целом удельный вес основных фондов малого и среднего бизнеса 33 региона к итогу по ЦФО вырос с 3,2% (2010г.) до  3,3%.

Среди муниципальных образований впереди г. Владимир (37,9 млрд. руб.),  далее г. Ковров (7,8 млрд.), Суздальский район (5,5 млрд.), Собинский (5,0 млрд.) и  Юрьев-Польский районы (4,9 млрд.).

Самые скромные показатели у предприятий Камешковского  (757 млн.) и  Гороховецкого районов (593 млн.) 

Инвестировать в основной капитал стали меньше

В целом к итогу по ЦФО инвестиции малого и среднего бизнеса Владимирской области в основной капитал за 5 лет  уменьшились с  3,5 % до 3,0%.

Предприятия - юрлица инвестировали  в основной капитал 13,8 млрд. руб.  (в 2010г.  - 7,6 млрд.), из них 35% -  средние предприятия.

 По индивидуальным предприятиям цифры  намного скромнее  -   1,0 млрд. руб.  (в 2010г.  - 1,3 млрд.), из них 70% общего объема инвестиций -  у  микропредприятий.

 По предприятитям - юрлицам: максимальный показатель имели г. Владимир, г. Ковров, округ Муром,  Киржачский район.  В первой половине рейтинга также Юрьев-Польский, Собинский, Суздальский, Александровский, Петушинский районы. Меньше всего инвестиций в основной капитал имеют предприятия Гусь-Хрустального и Гороховецкого районов.

По индивидуальным предпринимателям: самые большие инвестиции среди  муниципальных районов у предпринимателей Петушинского района. Впереди  только  г. Владимир, у г. Коврова – 3 место, Александровского района - 4,  у округа Мурома - 5, у Гусь-Хрустального района - 6.  Меньше остальных инвестируют в свой бизнес ИП Камешковского и  Селивановского районов. 

Интересный факт: инвестиции юридических лиц в основные материальные фонды в городской местности более чем в 5 раз превышают инвестиции  в  сельской местности. 

В рейтинге субъектов России по инвестициям в основной капитал  индивидуальных предпринимателей    Владимирской области 49 позиция. Из субъектов ЦФО впереди: г. Москва, Московская, Воронежская, Белгородская, Тамбовская, Ярославская, Тульская, Курская, Рязанская,  Брянская области. По ЦФО у 33 региона - 11 место. 

Государственная поддержка -  важнейший фактор  развития бизнеса

Впервые  в 2015г. в бланк СН был включен новый блок вопросов об информированности и получении  малыми предприятиями и  индивидуальными предпринимателями  поддержки в рамках государственной (муниципальной)  программы.

Получателями поддержки  стали 115 юридических лиц  из числа малых и микропредприятий и 124 индивидуальных предпринимателя. Некоторые субъекты  получали несколько видов поддержки.

Из общего количества предпринимателей:

- 155 получали финансовую поддержку,

- 63 – информационную,

- 47 – консультационную,

- 7 – имущественную, 

- 16  -  поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Информированными о наличии программ государственной поддержки малого бизнеса оказались 35% юридических лиц и 0,5% индивидуальных предпринимателей   (почти 10 тыс.  предпринимателей).

Финансовую поддержку получали малые предприятия всех муниципальных образований, за исключением Александровского, Муромского и Селивановского районов и г. Гусь-Хрустальный. Самое большое внимание уделено г. Владимиру (58), г. Коврову (11), округу Муром (7). Из районов первенство у Юрьев-Польского района - (7).  

Подробнее с итогами бизнес-переписи  можно ознакомиться на сайтах Росстата www.gks.ru и Владимирстата  http://vladimirstat.gks.ru.  Следующее аналогичное обследование будет проведено за 2020г. 

Презентация к выступлению руководителя Вдадимирстата А.Н. Быкова «Предпринимательская активность в свете итогов сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год», 23.11.2017г. 

Солдатова Наталья Михайловна, специалист  Владимирстата по взаимодействию  со СМИ тел. (4922 534167); моб.  8 930 740 88 65 mailto: P33_nsoldatova@gks.ru http://vladimirstat.gks.ru

Дата создания: 24-11-2017
Дата последнего изменения: 24-11-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.