13 сентября 2017
Репродуктивный потенциал населения и степень его реализации
Демографические проблемы в нашей стране стоят особенно остро. Достичь устойчивой тенденции по увеличению рождаемости пока не удается. За семь месяцев 2017г. по сравнению с аналогичным периодом 2016г. отмечалось снижение числа родившихся на 124 тысячи (969 тыс. против 1093 тыс.). Эта тревожная ситуация была характерна для 84 субъектов, в том числе и Владимирской области: минус 1,4 тысячи родившихся.
Что же происходит в современной российской семье? Почему желание иметь детей уступает приоритет другим устремлениям? Без знания причин, формирующих линейку ценностей в семье, что называется, изнутри, ясной картины не будет.
Помочь понять отношение к возможности иметь детей призвано выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, которое Федеральная служба государственной статистики проводит в сентябре-октябре 2017г. во всех субъектах Российской Федерации.
На территории страны обследованию подлежат 15 тыс. домохозяйств, отобранных централизованно по методу случайной выборки. Во Владимирской области - 180 домашних хозяйств, находящихся в городах: Муром, Ковров, Гусь-Хрустальный, Петушки, Владимир, Струнино, п.г.т. Ставрово, в селе: Новоалександрово Суздальского района, поселке Уршельский (Гусь-Хрустального района) и в деревнях: Коурково (Вязниковского района), Гонобилово (Судогодского района).
В процессе исследования будет собрана информация о жизненных целях, количестве рожденных детей и их очередности рождения, мотивах рождения детей, желаемом и ожидаемом числе рождений, распространенности абортов, использовании контрацепции и т.д.
Сбор сведений проведут специально обученные интервьюеры с 21 сентября по 5 октября (включительно) путем обхода домохозяйств, попавших в выборку, и личного опроса одного из членов домохозяйства (женщины в возрасте 18-44 лет или мужчины в возрасте 18-60 лет) с занесением ответов в планшетные компьютеры.
Интервьюер Владимирстата покажет служебное удостоверение, действительное при предъявлении паспорта. Проверить информацию о нём можно по телефонам во Владимирстате: (4922) 33-36-71, (4922) 33-50-98.
Гарантируется полная конфиденциальность данных и защита предоставленной информации. Результаты наблюдения будут использоваться только в обобщенном виде для разработки новых мер поддержки семьи, материнства и детей.
Впервые данное обследование в нашей стране проводилось в 2012г. Владимирская область в числе 30 регионов также принимала участие в этом проекте. Результаты исследования касались самых разных аспектов репродуктивного поведения населения. Каким оно было у россиян пять лет назад, можно узнать из итогов наблюдения, размещенных на сайте Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ в разделе «Оперативная информация».
Вот лишь некоторые результаты:
- у сельского населения страны средние показатели желаемого и ожидаемого числа детей выше, чем у городского;
- наиболее высокое желаемое и ожидаемое число детей имеют относительно малообеспеченные и относительно богатые семьи;
- у относительно обеспеченных – самая маленькая разница между желаемым и ожидаемым числом детей, поскольку они имеют больше материальных возможностей для удовлетворения потребности в детях;
- лучшие жилищные условия (количество метров жилья, число комнат) позитивно влияют на число детей (рожденных, ожидаемых и желаемых);
- более половины респондентов считают, что государство должно заинтересовать семьи иметь большее число детей;
- более 40% респондентов считают, что государство должно помочь иметь столько детей, сколько хочет семья;
- почти 10% мужчин и 7 % женщин придерживаются мнения, что государство не должно влиять на рождение того или иного числа детей.
Эксперты пришли к выводу, что в целом по стране увеличивается интервал между началом супружеской жизни и рождением первого ребенка. У тех, кто рожал первенца в 1990-е гг., он составлял, в среднем, почти год, в 1995-2009 гг. – 15 месяцев, а в 2010-2012 гг.– 20,3 месяца. Это происходит, во многом, из-за откладывания регистрации брака: молодые люди не спешат с оформлением отношений.
Исследование показало: около 40% населения придерживаются мнения, что сначала надо пожить вместе год-два и проверить свои чувства, а затем регистрировать брак. В отношении повторного брака так считают 60% респондентов. В то же время свыше половины опрошенных полагают, что первый брак нужно регистрировать прежде, чем начинать жить вместе, или сразу после начала совместной жизни.
Любопытно, но среди состоящих в первом незарегистрированном браке, мужчины чаще, чем женщины, считают регистрацию брака обязательной. Причем эти различия в большей степени проявляются при отношении к регистрации брака в случае беременности, а в еще большей степени – при рождении ребенка. В последнем случае обязательной регистрацию своего первого незарегистрированного брака считают более 46% женщин и более 55% мужчин.
Основными причинами, мешающими рождению ребенка при наличии желания иметь большее число детей в 2012г. россияне назвали:
- материальные трудности (женщины - более 75%, мужчины - более 70%);
- неуверенность в завтрашнем дне (женщины - более 71%, мужчины - почти 68%);
- жилищные трудности (женщины - более 60%, мужчины - почти 55%);
- трудно устроить ребенка в детский сад недалеко от дома (женщины - почти 50%, мужчины - 41%);
- большая занятость на работе (женщины - около 37%, мужчины - почти 35%).
Выше остальных мер демографической политики, которые повлияли или могут повлиять на решение респондента иметь большее число детей, чем собирался стали:
- жилищные кредиты на льготных условиях при покупке жилья (оплате жилой площади от государства), материнский капитал;
- возможность без проблем устроить ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение;
- компенсация части оплаты родителями дошкольных общеобразовательных учреждений;
- частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.
Составители анкеты пошли еще дальше и попросили оценить, какие дополнительные меры демографической политики могли бы повлиять на решение респондента иметь еще одного ребенка. Ответ показал – больше всего россияне нуждаются в деньгах:
- погашение кредита (до 2-х детей – частичное, три и более - полное);
- повышение компенсации оплаты детских дошкольных учреждений;
- ясли или детский сад по выбору;
- земельные участки под строительство
(при рождении третьего (последующего) ребенка;
- пособие на ребенка до 3-х лет (семьям, чей доход ниже среднего);
- региональный материнский капитал;
- гибкий график работы.
Неожиданно прозвучали ответы респондентов на прямой вопрос: «Помогли ли вам принять решение о рождении ребенка дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми?»:
- помогли - около 23% респондентов;
- не помогли - около 57%;
- трудно сказать - около 21%.
Анализируя ответы на эти и многие другие вопросы россиян, эксперты пришли к выводу: одобряя демографическую политику государства, население все-таки больше надеется на повышение собственных заработков, которые помогли бы реализовать имеющуюся потребность в детях.
Меры демографической политики пока воспринимаются населением как меры социальной политики, способствующие увеличению доходов семьи, а не как меры стимулирования рождаемости и повышения самой потребности в детях (предлагаемые новые меры оцениваются невысоко - даже региональный материнский капитал, минимальный размер которого, чтобы он стал действенным, должен быть, по мнению респондентов, в несколько раз выше выплачиваемого в регионах в настоящее время).
Это вывод подтверждает и тенденция растягивания интервалов между рождением детей, в частности увеличения интервала между рождениями первого и второго ребенка. Несмотря на увеличение рождаемости в 2007-2012гг. и именно по вторым и, отчасти, третьим рождениям, роль дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми, в первую очередь материнского (семейного) капитала здесь не столь очевидна. Продолжительность интервала у родивших второго ребенка в 1990-1994 гг. составляла в среднем 4 года, у кого второй ребенок появился в 2005- 2012гг. уже более 6 лет.
Традиционно практически все исследования показывают зависимость репродуктивных ориентаций от числа детей в родительской семье. Вывод напрашивается сам собой: важнейшее условие успешности демографической политики состоит в её стабильности. Лишь в случае, когда она проводится много лет в одном направлении, может выработаться желанное настроение в семье.
Согласимся, что на этом фоне должно измениться отношение к вопросам воспроизводства населения и самого общества. Вряд ли есть фактор более значимый для безопасности и независимости страны. Семья, материнство, отцовство и детство должны быть возведены в ранг непререкаемых ценностей.
Что изменилось в жизни и мировоззрениях россиян на современном этапе, мы уже узнаем в декабре 2017 г. на Интернет-сайте Росстата. Итоги наблюдения 2017г. планируется представить по Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.
В соответствии с заданием Правительства репродуктивные планы населения будут исследоваться и в дальнейшем 1 раз в пять лет/
Солдатова Наталья Михайловна, специалист Владимирстата по взаимодействию со СМИ тел. (4922 534167); моб. 8 930 740 88 65 mailto: P33_nsoldatova@gks.ru
При использовании материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области в официальных, учебных или научных документах, а также в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.