Администрация
Степанцевского
муниципального образования
Вязниковского района

Репродуктивный потенциал населения и степень его реализации

13 сентября 2017

Репродуктивный потенциал  населения и степень его реализации

Демографические проблемы в нашей стране стоят особенно остро. Достичь устойчивой тенденции по увеличению рождаемости пока не удается.  За семь месяцев 2017г. по сравнению с аналогичным периодом 2016г. отмечалось снижение числа родившихся на 124 тысячи (969 тыс. против  1093 тыс.). Эта тревожная ситуация была характерна для 84 субъектов, в том числе и  Владимирской  области: минус 1,4 тысячи родившихся.

Что же происходит в современной российской семье? Почему желание иметь детей уступает приоритет другим устремлениям? Без знания причин, формирующих линейку ценностей в семье, что называется, изнутри, ясной картины не будет.

Помочь понять отношение к возможности иметь детей призвано  выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, которое Федеральная служба государственной статистики проводит в сентябре-октябре  2017г. во всех субъектах Российской Федерации. 

На территории страны обследованию подлежат 15 тыс. домохозяйств, отобранных централизованно по методу случайной выборки.  Во Владимирской области  - 180 домашних хозяйств,  находящихся в городах: Муром, Ковров, Гусь-Хрустальный, Петушки, Владимир, Струнино, п.г.т. Ставрово, в селе: Новоалександрово Суздальского района, поселке Уршельский (Гусь-Хрустального района) и в деревнях: Коурково (Вязниковского района), Гонобилово (Судогодского района).

В процессе исследования будет собрана информация о жизненных целях, количестве рожденных детей и их очередности рождения, мотивах рождения детей, желаемом и ожидаемом числе рождений,  распространенности абортов, использовании контрацепции и т.д.

Сбор сведений проведут специально обученные интервьюеры с 21 сентября по 5 октября (включительно) путем обхода домохозяйств, попавших в выборку, и личного опроса одного из членов домохозяйства (женщины в возрасте 18-44 лет или мужчины в возрасте 18-60 лет) с занесением ответов в планшетные компьютеры.

Интервьюер Владимирстата покажет служебное удостоверение, действительное при предъявлении паспорта. Проверить информацию о нём можно по телефонам во Владимирстате: (4922) 33-36-71,  (4922) 33-50-98.

Гарантируется полная конфиденциальность данных и защита предоставленной информации. Результаты наблюдения будут использоваться только в обобщенном виде для разработки новых мер поддержки семьи, материнства и детей.

Впервые данное обследование  в нашей стране проводилось  в 2012г. Владимирская область в числе 30 регионов также принимала участие в этом  проекте. Результаты исследования касались самых разных аспектов репродуктивного поведения населения.  Каким оно было у россиян  пять лет назад, можно узнать из итогов  наблюдения, размещенных на сайте Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ в разделе «Оперативная информация».

Вот лишь некоторые результаты:

- у сельского населения страны средние показатели желаемого и ожидаемого числа детей выше, чем у городского;

- наиболее высокое желаемое и ожидаемое число детей имеют относительно малообеспеченные и относительно богатые семьи;

- у относительно обеспеченных – самая маленькая разница между желаемым и ожидаемым числом детей, поскольку они имеют больше материальных возможностей для удовлетворения потребности в детях;

-  лучшие жилищные условия (количество метров жилья, число комнат)  позитивно влияют на число детей (рожденных, ожидаемых и желаемых);

- более половины респондентов считают, что государство должно заинтересовать семьи иметь большее число детей;

- более 40% респондентов считают, что государство должно помочь иметь столько детей, сколько хочет семья;

- почти 10% мужчин и 7 % женщин придерживаются мнения, что государство не должно влиять на рождение того или иного числа детей.

Эксперты пришли к выводу, что в целом по стране увеличивается интервал между началом супружеской жизни и рождением первого ребенка. У тех, кто рожал первенца в 1990-е гг., он составлял, в среднем, почти год, в 1995-2009 гг. – 15 месяцев, а в 2010-2012 гг.– 20,3 месяца. Это происходит, во многом, из-за откладывания регистрации брака: молодые люди не спешат с оформлением отношений.

Исследование показало: около 40% населения придерживаются мнения, что сначала надо пожить вместе год-два и проверить свои чувства, а затем регистрировать брак. В отношении повторного брака так считают 60% респондентов. В то же время свыше половины опрошенных полагают, что первый брак нужно регистрировать прежде, чем начинать жить вместе, или сразу после начала совместной жизни.

Любопытно, но среди состоящих в первом незарегистрированном браке, мужчины чаще, чем женщины, считают регистрацию брака обязательной. Причем эти различия в большей степени проявляются при отношении к регистрации брака в случае беременности, а в еще большей степени – при рождении ребенка. В последнем случае обязательной регистрацию своего первого незарегистрированного брака считают более 46% женщин и  более 55% мужчин.

Основными причинами, мешающими рождению ребенка при наличии желания иметь большее число детей  в 2012г. россияне назвали:

- материальные трудности (женщины - более 75%, мужчины - более 70%);

- неуверенность в завтрашнем дне (женщины - более 71%, мужчины -  почти 68%);

- жилищные трудности (женщины - более 60%, мужчины - почти 55%);

- трудно устроить ребенка в детский сад недалеко от дома (женщины -   почти 50%, мужчины -  41%);

- большая занятость на работе (женщины -  около 37%, мужчины -  почти 35%).

Выше остальных мер демографической политики, которые повлияли или могут повлиять на решение респондента иметь большее число детей, чем собирался стали:

 -  жилищные кредиты на льготных условиях при покупке жилья (оплате жилой площади от государства), материнский капитал;

- возможность без проблем устроить ребенка в дошкольное общеобразовательное учреждение;

- компенсация части оплаты родителями дошкольных общеобразовательных учреждений;

- частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.

Составители анкеты пошли еще дальше и попросили оценить, какие  дополнительные меры демографической политики могли бы повлиять на решение респондента иметь еще одного ребенка. Ответ показал – больше всего россияне нуждаются в деньгах:

- погашение кредита (до 2-х детей – частичное,  три и более - полное);

- повышение компенсации  оплаты детских дошкольных учреждений;

- ясли или детский сад по выбору;

         - земельные участки под строительство

         (при рождении третьего (последующего) ребенка;

- пособие на ребенка до 3-х лет (семьям, чей доход ниже среднего);

- региональный материнский капитал;

- гибкий график работы.

Неожиданно прозвучали ответы респондентов на прямой вопрос: «Помогли ли вам принять решение о рождении ребенка дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми?»:

- помогли -   около 23% респондентов;

- не помогли -   около 57%;

- трудно сказать - около 21%. 

Анализируя ответы на эти и многие другие вопросы россиян, эксперты пришли к выводу: одобряя демографическую политику государства, население все-таки больше надеется на повышение собственных заработков, которые помогли бы реализовать имеющуюся потребность в детях.

Меры демографической политики пока воспринимаются населением как меры социальной политики, способствующие увеличению доходов семьи, а не как меры стимулирования рождаемости и повышения самой потребности в детях (предлагаемые новые меры оцениваются невысоко - даже региональный материнский капитал, минимальный размер которого, чтобы он стал действенным, должен быть, по мнению респондентов, в несколько раз выше выплачиваемого в регионах в настоящее время).

Это вывод подтверждает и тенденция растягивания интервалов между рождением детей, в частности увеличения интервала между рождениями первого и второго ребенка. Несмотря на увеличение рождаемости в 2007-2012гг. и именно по вторым и, отчасти, третьим рождениям, роль дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми, в первую очередь материнского (семейного) капитала здесь не столь очевидна. Продолжительность интервала у родивших второго ребенка в 1990-1994 гг. составляла в среднем 4 года,  у кого второй ребенок появился в 2005- 2012гг. уже более 6 лет.

Традиционно практически все исследования показывают зависимость репродуктивных ориентаций от числа детей в родительской семье. Вывод напрашивается сам собой: важнейшее условие успешности демографической политики состоит в её стабильности. Лишь в случае, когда она проводится много лет в одном направлении, может выработаться желанное настроение  в семье.

Согласимся, что на этом фоне должно измениться отношение к вопросам воспроизводства населения и самого общества. Вряд ли есть фактор более значимый для безопасности и независимости страны. Семья, материнство, отцовство и детство должны  быть  возведены в ранг непререкаемых ценностей.

Что изменилось в жизни и мировоззрениях россиян на современном этапе, мы уже узнаем  в декабре 2017 г. на Интернет-сайте Росстата. Итоги  наблюдения 2017г. планируется представить по Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств.

В соответствии с заданием Правительства репродуктивные планы населения будут  исследоваться  и в дальнейшем 1 раз в пять лет/

Солдатова Наталья Михайловна, специалист Владимирстата по взаимодействию со СМИ тел. (4922 534167); моб. 8 930 740 88 65 mailto: P33_nsoldatova@gks.ru

http://vladimirstat.gks.ru

При использовании материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области в официальных, учебных или научных документах, а также в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна

Дата создания: 13-09-2017
Дата последнего изменения: 18-10-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.