13 июля 2017
Статистика качества жизни
Предназначение статистики - фиксировать все самое важное и ценное, что происходит в социально-экономической жизни страны и регионов. Быстро меняющиеся реалии жизни современного российского общества заставляют статистику по-новому смотреть на систему оценки национального богатства и совершенствовать тематику статистических наблюдений. Если раньше главным индикатором благополучия страны или региона были показатели ВВП И ВРП, то на фоне кризисов отношение к ним изменилось. Эксперты уверены: уровень экономического развития государства или субъекта региона требует комплексного измерения благосостояния общества, включая оценку качества жизни, счастья и т.д. Этим целям служит система 10 разноплановых социально-демографических наблюдений с различной периодичностью, реализуемая Росстатом с 2011 г.
Июль 2017 года - время проведения Федерального выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Это обследование для владимирцев не ново. На аналогичные вопросы жители области уже отвечали в 2013 г. и 2015 г.
На этот раз на всей территории Российской Федерации наблюдение будет организовано с 15 по 29 июля в 48 тысячях домашних хозяйств, в 33 регионе - в 550 домашних хозяйствах, расположенных в городской местности (г. Владимир – все три района, г. Муром, г. Ковров, г. Вязники, г. Гусь-Хрустальный, г. Юрьев-Польский, г. Меленки, г. Лакинск) и в сельской местности (пос. Головино Судогодского района, с. Торчино Суздальского района, с. Федоровское Юрьев-Польского района и дер. Орлово Муромского района). Респондентами этого обследования станут домашние хозяйства, которые уже сотрудничают с Владимирстатом, участвуя в регулярном выборочном наблюдении бюджетов домашних хозяйств.
О цели проведения Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения можно судить уже по названию. Это получение информации, отражающей фактические потребности населения в получении образовательных и медицинских услуг, социальном обслуживании, услуг в области содействия занятости населения. Особую значимость имеют собранные сведения об удовлетворенности населением объемом и качеством полученных услуг, а также их влияние на уровень благосостояния семей.
Предлагаем посмотреть, как оценивали владимирцы свой уровень обеспеченности социальными благами при предыдущем аналогичном наблюдении (за период июль 2014 г. - июнь 2015 г.).
Начнем с самого главного для многих – вопроса трудоустройства.
Из искавших работу или подработку в возрасте 16 лет и старше:
- обращались к знакомым и родственникам – 63%. По России средний показатель 68%;
- через просмотр объявлений сети в Интернет – 36% (по России - 40%);
- обращались в государственную службу занятости – 12% (13%).
Владимирцы, не пожелавшие обратиться в государственную службу занятости, это свое решение объясняли следующими причинами:
- можно найти работу без посредников – 39% (по России - 34%),
- не нуждались в услугах по содействию занятости – 38% (21%),
- считали, что центр занятости не может помочь – 36% (37%),
- центр занятости расположен далеко от дома, большие очереди, неудобный график работы – 9% (12%).
Любопытная картина получается из ответов на актуальный вопрос по обучению детей в общеобразовательных школах.
Из числа опрошенных работой общеобразовательной организации, в которой учатся дети:
- полностью удовлетворено - 23% (по России – 28%),
- скорее удовлетворено – 65% (58%),
- скорее не удовлетворено – 12% (12%),
- совсем не удовлетворено – менее одного процента (2%).
Работой поликлиники, к которой прикреплены, из числа опрошенных удовлетворены:
- в полной мере – 31% (по России – 35%),
- не в полной мере – 47% (45%),
- совсем не удовлетворены – 14% (14%),
- не посещают – 8% (6%).
Дальнейший анализ причин неудовлетворенности работой поликлиники показал, что больше всего владимирцев, впрочем, как и всех россиян, не устраивает:
- длительность ожидания в очередях – 82% (по России - 78%),
- работа врачей-специалистов – 52% (58%),
- отсутствие оборудования и/или лекарственных препаратов – 49% (50%),
- условия для ожидания приема врачей – 46% (36%),
- состояние и внешний вид медицинской организации, внутренних помещений и кабинетов – 43% (30%).
- работа участкового врача – 30% (31%),
- неудобное время работы специалистов – 24% (33%),
- работа среднего медперсонала – 16% (16%).
Злободневная тема доступности платных услуг получила у опрошенных следующую оценку:
- доступными для своего домохозяйства платные услуги считают 20% (по России - 24%),
- доступными при существенном ограничении других расходов – 70% (55%),
- недоступными из-за отсутствия средств – 10% (18%).
Это только небольшая часть итогов наблюдения. Желающих посмотреть на положение дел в социальной сфере Владимирской области, других регионов и страны в целом приглашаем на сайт Росстата: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/quality15/index.html
В дальнейшем, в соответствии с заданием Правительства, доступность и качество сферы услуг будут по-прежнему обследоваться каждые два года, вплоть до 2025 г. Это даст возможность увидеть, что происходит с уровнем нашей жизни, какие проблемы удается решить, а какие выходят на первый план.
Показать достоверную картину жизни общества - главная задача статистиков. Но она выполнима только при содействии населения. При обращении интервьюера Владимирстата не спешите отказываться, уделите время для опроса - вы поможете собрать необходимую информацию, которую невозможно получить из других источников.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.